Image
Zventa Sventana   В2
Audio
Text

В 2025 году музыкальной группе Zventa Sventana (Зве́нта Свента́на) исполнилось 20 лет. Её постоянные участники — Ти́на Кузнецо́ва и Юрий Усачёв, не только коллеги и единомышленники, но и муж и жена. 

Группа Zventa Sventana занимается фольклорной стилизацией: берёт аутентичные тексты народных песен и делает к ним аранжиро́вки. Эта музыка звучит свежо, но музыканты не гонятся за трендами. Они считают, что их цель — сохранять наследие, влюблять молодёжь в русскую песню.

Их музыка вне жанра. Её сложно отнести к какому-либо музыкальному направлению. Юрий Усачёв, рассуждая об этом, говорит, что жанра, в котором выступает их группа, ещё не существует. С другой стороны, музыканты всегда обращаются к современным музыкальным технологиям и считают, что они стояли у истоков фо́лктро́ники*. В каждом альбоме они используют народные и классические инструменты, обращаются к разным тенденциям в электронной музыке.

Так, песню «На горе мак» они относят к жанру ки́берфо́лк. В этой песне не используется много инструментов или сложных музыкальных приёмов. Голос певицы является основным инструментом, а главным приёмом — чёткий ритм. Этот ритм загова́ривает слушателя: заставляет его забыться, начать танцевать и петь.

Музыканты ездят в фольклорные экспедиции и постоянно выступают не только в крупных, но и в небольших городах России, где они собирали фольклор. Популяриза́ция фольклора, по их мнению, помогает полюбить родную народную культуру.  

Zventa Sventana ежегодно участвует в музыкальных фестивалях. В июне 2025 года они приняли участие в фестивале «Белый июнь» в городе Арха́нгельске.

На берегу Северной Двины́ прошло представление «Ко́ды реки́», где артисты пели и танцевали. Вдохновением для фестиваля стал образ женщины русского Севера, мудрой и сильной, готовой быть главой семьи на то время, пока муж далеко в море.

Zventa Sventana считает своё творчество переводом сложных песен на более понятный музыкальный язык. Как говорит Ти́на Кузнецо́ва, у группы есть творческая задача — не упрощать культуру, а делать её понятной, актуальной для современности, сохраняя при этом аутентичность. Важно, однако, помнить о границе между фольклорной стилизацией и псе́вдофольклором. Псе́вдофольклор — это популярные песни, об авторстве которых люди забыли. Фольклорная стилизация в музыке Zventa Sventana всегда следует за народным текстом, поскольку для них народная песня — «не средство, а суть», главное. 

У группы есть проблема — они сталкиваются с плагиатом. Музыканты, которых также привлекает фольклорная музыкальная культура, используют аранжиро́вки Zventa Sventana, думая, что в народной песне и музыка народная. На самом деле, аранжиро́вки группы — это результат сложного творческого процесса, в котором они обращаются не только к собственному музыкальному вкусу, но и к истории песни и региона, где она записана.

Не менее интересно, что значит название группы. Зве́нта Свента́на — светлый женский боже́ственный образ из книги «Роза мира» русского писателя и философа XX в. Д. Андреева. Сам писатель, объясняя, откуда произошло это имя, говорил о его славянских корнях. У Зве́нты Свента́ны есть важная роль — принести с собой солнечный свет, объединить всех.

Группа Zventa Sventana вдохновилась этой идеей: русские народные песни с их аранжиро́вками по-настоящему объединяют слушателей, напоминая им о русской культуре.


* Фо́лктро́ника — соединение слов «фольклор» и «электроника».

Check yourself

Comments

0
By popularity
By date
Guest
Send