Несколько лет назад могло показаться, что сегодня мы уже будем ездить на работу на беспилотных такси — без водителя и даже элементов управления в салоне. И в нескольких городах мира такие такси действительно появились, однако амбициозные прогнозы оказались далеки от реальности.
Мы регулярно прибегаем к помощи алгоритмов — например, когда смотрим прогноз погоды, ищем билеты или просто хотим отдохнуть, но искусственный интеллект до сих пор может вызывать недоверие и страх.
Тем не менее, беспилотные автомобили не такая молодая технология, как может показаться. Разработки в этой области велись еще в прошлом веке. Первый беспилотный автомобиль появился в 1977 году в Японии: он ездил со скоростью чуть больше 30 километров в час. Это был первый шаг, а уже в 1995 году целых два беспилотных автомобиля - американский и немецкий - за один заезд проехали тысячи километров по обычным дорогам. Но каждый раз подобные проекты угасали: либо завершались, достигнув поставленных целей, либо уходили в науку.
К середине 2010-х годов созданием беспилотных автомобилей занялись десятки компаний, начиная от стартапов и заканчивая лидирующими автоконцернами. Google, которая не первый год тестировала беспилотники, в 2014 году представила автомобиль без руля и педалей. А всего годом позднее Tesla начала рассылать клиентам обновление, добавляющее на их машины автопилот.
Развитие беспилотного транспорта шло и в России, причем ускоренными темпами. В 2017 году Яндекс впервые анонсировал свою самоуправляемую машину и показал, как та ездит на закрытой территории, а уже через год у компании появилось два тестовых сервиса беспилотного такси. Что интересно, в России разработчики автономного транспорта не были сконцентрированы в основном на легковых автомобилях: еще до Яндекса в стране были разработаны беспилотный грузовик и роботракторы.
В беспилотную гонку с каждым годом вступало все больше компаний. Появились и первые настоящие кейсы применения в США и Китае: полностью беспилотные сервисы такси, некоторые из которых уже получают с людей деньги за поездки, а не просто тестируют технологию за свой счет. Появились и другие предвестники будущего — машины без руля и педалей.
Однако и на настоящий момент все еще существуют сложности, из-за которых использование беспилотных автомобилей пока не стало по-настоящему массовым.
Например, не так просто запрограммировать автомобиль для корректной работы на реальных дорогах из-за событий, которые сложно предугадать, будь то неправильно нанесенная во время ремонта дороги разметка, светлый грузовик на фоне светлого неба или неожиданно перекрытый проезд. Реальный мир отличается от идеального из правил дорожного движения, а беспилотники едут по дороге не сами по себе. Их окружают другие участники дорожного движения — и пока это не роботы, а люди, чьё поведение прогнозировать крайне сложно.
Для случаев, когда машина не может разобраться в ситуации сама, активно развивается концепция дистанционного оператора-помощника. Когда беспилотник не может самостоятельно продолжать движение, он вызывает на помощь человека. Тот оценивает данные с камер, чтобы разобраться в ситуации, и даёт автомобилю команду.
Ещё одна проблема – высокая стоимость софта и особых высокоточных датчиков для беспилотных автомобилей. Над усовершенствованием технологии и снижением стоимости компонентов сейчас активно трудятся разработчики.
Следующая проблема заключается в том, что прогресс в развитии беспилотных автомобилей идёт гораздо быстрее, чем развитие законодательного регулирования этой отрасли. Например, непросто решить вопрос ответственности за аварии с участием беспилотных автомобилей: кто виноват, если за рулём никого нет?
Первые законы, регулирующие движение самоуправляемых машин, еще десятилетие назад появились в США. Тем не менее такие законы по-прежнему остаются экспериментальными. В России законодательство уже позволяет тестировать беспилотники без людей в салоне, а одной компании даже разрешили испытывать автономное такси в московском районе Ясенево и брать деньги за услуги. Но пока речь идёт только о разовых случаях.
Влияет на массовое внедрение автономного транспорта и отношение людей. Транспорт — ответственная сфера, в которой ошибка может быть фатальной. Поэтому отдавать эту сферу в руки роботов может быть сложно. Отчасти это связано с тем, что люди просто не сталкиваются с технологией в реальной жизни, а лишь отрывочно узнают о ней из интернета. Лучший способ изменить отношение к беспилотным автомобилям — дать людям возможность оценить работу автономного транспорта в реальной жизни. Компания Яндекс утверждает, что 97 процентов людей, ездивших в его роботакси, готовы посоветовать такую поездку знакомым.
Очевидно, что со всеми вышеперечисленными трудностями со временем получится справиться.
За последние несколько лет активных испытаний стали очевидны конкретные проблемы, для которых инженеры и компании постепенно находят решения. Если посмотреть на состояние беспилотных автомобилей рационально, выяснится, что мы как никогда близки к их массовому появлению.
По материалам nplus1.ru https://nplus1.ru/material/2022/10/31/robotaxi-arriving
Комментарии